Рисунок Вселенной- Мандала
Любим Ваши ЛАЙКИ!
Рисунок Вселенной- Мандала
Мандала — едва ли не самый загадочный символ в истории человечества. Для его понимания и расшифровки не хватит одного определения: здесь концентрируется целый пучок различных значений и смыслов, заключенных в сложной геометрической конструкции.
Однозначного мнения насчет истока возникновения мандалы сегодня нет. Некоторые исследователи прослеживают связь с планировкой мегалитических архитектурных сооружений, другие — с шаманскими бубнами и нанесенными на них картами мира, по структуре напоминающими рисунок мандалы. Но, несмотря на пестроту культурно исторических трактовок и тонкость смысловых оттенков, эта сложная конструкция отнюдь не просто совокупность геометрических фигур.
Первый, внешний, круг-это миниатюра Вселенной, второй, внутренний, — сфера божеств, будд и бодхисатв, а находящийся между ними квадрат ориентирован по сторонам света. Таким образом, мандала в целом является своего рода мини-моделью Вселенной, «картой космоса», магической диаграммой.
План Космоса
Изначально принцип мандалы использовался в храмовой архитектуре Индии. Все святыни индуизма возводились по одному и тому же плану, который назывался Vastu-purus a-man d ala, или «Васту-пуруша-мандала». В данном случае «васту» переводится как «место» или «вместилище», «пуруша» — это «космический человек», «универсальное Бытие», а «мандала» трактуется как «схема». Таким образом, получаем своего рода план Космоса, сакральное пространство, отмеченное божественным присутствием.
Перед возведением храма мандалу чертили на земле. Сначала рисовался квадрат, верхняя сторона которого всегда выходила на восток. Иногда в эту фигуру была вписана сама фигура Пуруши, при этом голова его занимала северо-восточный угол, а ноги — юго-западный. Квадрат дробился на более мелкие части, по восемь на стороне. Каждый из них был посвящен какому-то богу, имя которого было вписано на этом участке мандалы.
Восточная сторона храма считалась сакральной, поэтому именно здесь располагался основной вход в храм. Любопытно также, что мандала определяла не только структуру самого строения, но и поведение верующих в храме, определенный порядок выполнения ритуалов. Молящимся следовало в самом начале поклониться божествам именно у восточных дверей, а затем уже у южных, западных и северных — в строгой последовательности.
Несмотря на восточное происхождение, принцип мандалы в архитектуре оказался настолько универсален, что присутствует также в храмовом зодчестве ислама и христианства. В средневековых соборах Европы этот символ часто представлен около входа. Витражная готическая «розетка» — яркий тому пример.
Единение в Абсолютом
Буддизм, в свою очередь, позаимствовал индийский сакральный символ и по-своему его переосмыслил. Именно в буддизме мандала становится важнейшим элементом духовной практики — медитации. Верующий во время созерцания сливается с изображением божества в центре, после чего наступает высшая стадия — единение с космическим Абсолютом.
Более того, буддисты первыми начали рисовать мандалу. Изготовление первого такого произведения приписывается Гуру Падмасамбхаве, учителю буддистской тантры VIII века. Но в отличие от индуистской традиции, тибетская мандала ориентирована на запад, а не на восток, но ключевая схема расположения будд от этого не меняется.
В наши дни практики созерцания и создания мандалы помогают научиться сосредотачиваться и направлять внимание. К ним прибегают последователи многих духовных учений. Особенно эти практики развиты в ваджраяне, тантрическом направлении буддизма. В нем священный круг мандалы из разноцветного песка символизирует и устройство мира, и путь к природе Будды, и бренность земного существования.
Путь к гармонии
Знаменитый психолог Карл Густав Юнг в XX веке стал первооткрывателем мотива мандалы в западноевропейской культурной традиции. Он увидел в этом символе превосходный инструмент для внутреннего преображения человека. Психотерапевт был уверен, что в сложные жизненные периоды наше подсознание побуждает нас рисовать нечто, похожее на мандалу, или видеть ее во сне.
Конечно, визуально она будет отличаться оттого, что мы видим в религиозно-философской традиции. Здесь уже не важна четкость линий и строгость пропорций. Символ рождается спонтанно в свободных условиях и является выражением внутреннего состояния человека, его желаний, стремлений, сил.
Восточные традиции давно стали трендом в западном обществе. Именно поэтому в современной психологии процветает такое направление как «мандалатерапия». Символ в данном случае выступает в роли энергетической матрицы, рисуя и созерцая которую человек исцеляется, избавляется от своих проблем, достигает гармонии и душевного равновесия.
«Все то, что накопилось в тайниках души, все эмоции и переживания отражаются в рисунке мандалы, — отмечает астролог и прорицатель Повсекакий Богданов. — Подсознание само подберет узор, отражая в рисунке те символы, формы и цвета, которые непроизвольно возникают в процессе рисования. Важно акцентировать внимание человека на том, что к созданию своей мандалы он должен приступать, находясь в спокойном позитивном настрое, с умиротворенным и гармоничным состоянием души».
Рисуем будущее
Для создания мандалы подходят любые материалы. Вы можете использовать все что захотите: карандаши, краски, пастель. Нарисуйте большой круг. Поставьте точку в центре этого круга. В любой мандале она является олицетворением Творца и жизнетворной энергии Вселенной, а также выступает в качестве энергетического центра.
А теперь закройте глаза и сконцентрируйтесь на том, для чего вы создаете символ. Обращайте внимание на то, какие цвета, образы и ощущения возникают перед вашим мысленным взором. Пребывая в созерцательном состоянии, позвольте вашему подсознанию водить рукой.
Мандалы можно создавать в качестве оберега или с какой-то особой целью. Например, для исцеления, привлечения денег или любви, исполнения желаний. Но в этом случае в процесс творчества необходимо вложить мощный эмоциональный посыл, а затем разрушить свое произведение. Тем самым вы поставите Вселенную в известность о своих планах, а сложность рисунка и последующее его разрушение заявят о серьезности намерений.
Автор статьи: Валерия Мухоедова
Sorry, the comment form is closed at this time.
Sorry, the comment form is closed at this time.