О чем болит спина? О психологической составляющей проблем с позвоночником
Любим Ваши ЛАЙКИ!
О чем болит спина? О психологической составляющей проблем с позвоночником
«Болит спина». «Спину схватило». «Поясницу прострелило…». И так далее. Мы слышим эти слова достаточно часто и, к сожалению, часто говорим их сами. Сегодня я хотела бы подумать о психологической составляющей проблем с позвоночником.
О чем болит спина
Позвоночник – это опора человеческого тела, ось скелета, на нем построена вся двигательная активность, это основа жизни. И когда мы пытаемся переломить себе хребет, свернуть шею, наступить на грудь с помощью проблем с позвоночником, мы символически с помощью тела угрожаем собственной жизни, пытаемся разрушить основу собственной формы.
Как же это делается?
Что именно происходит с нашим телом при возникновении проблем со спиной? Для того, чтобы разобраться в этом, прежде всего нужно понять, как человек испытывает и переживает эмоции. Это сложное и непростое дело. Эмоция состоит из нескольких частей.
Первая — это наше собственное субъективное переживание. Мы чувствует себя «как-то…».
Вторая – реакция организма: нам холодно, жарко, нас тошнит, дрожит голос…
Третья — совокупность мыслей, сопровождающих эмоцию и приходящих на ум.
Четвертая – выражение лица.
Пятая – генерализованная реакция на мир, вызванная эмоцией (мир может «посветлеть» или, наоборот, «потемнеть»).
Шестая – наши привычные действия, вызванные этой эмоцией. Кто-то от злости может плакать, кто-то стучать по стене кулаком…
Во второй и шестой частях переживания эмоции принимают участия мышцы спины. Их сокращение есть реакция организма на эмоцию и подготовка к некоему действию, этой эмоцией вызванному – согнуться и спрятаться или, наоборот, распрямиться и подготовиться к схватке, втянуть голову в плечи или вскинуть ее… После того, как человек осознает свое состояние (третья часть – мысли которые приходят на ум), начинается его переработка с помощью образов, идей, решений, последующих действий или планов…
Эмоциональное состояние последовательно трансформируется, переходит из одного состояния в другое. Например, страх может перейти в гнев и привести к нападению на источник опасности. Или «обрасти» интересом и возбуждением, тогда он приведет к поисковому поведению…
Если же наличие эмоционального состояния «не пропускается» в сознание, если человек не согласен или не способен переживать данную эмоцию по данному поводу, то организм как будто фиксируется, застревает в определенной «позе» и на соответствующие участки тела приходится «ненормативная» травмирующая нагрузка, нагрузка, на которую органы не рассчитаны. В результате – боль, повреждение, болезнь.
В случае проблем со спиной мы имеем дело со спазмами мышц вокруг различных участков позвоночника. В данном случае мы, видимо, можем говорить не только о неосознаваемых эмоциональных состояниях, но и с телесной памятью о когда-то переживаемых эмоциях. Например, общение с начальством, врачами, педагогами или ситуации сверх-ответственности всегда напоминают нам общение с родителями. И если родители наши были надменными, критикующими, авторитарными и «любили» держать нас в таких состояниях, как унижение, неуверенность, ощущение собственной ничтожности, страх, вина, заставляли склонять голову, втягивать ее в плечи, кланяться, сжиматься в комок – то во «взрослой» ситуации, которая ассоциируется с «детской», эти эмоции не осознаются, потому что для них нет реальных оснований, а тело их вспомнит.
И реальная ситуация, хронически напоминающая детскую, становится «травмоопасной». Или вы делаете нечто, за что родители не просто по головке не погладят, а то, что вы в детстве называли «убьют». И тело автоматически принимает позу виноватого ребенка. Сходные процессы могут возникать при переживании утраты родителя, когда неспособность расстаться с умершим приводит к неосознаваемой идентификации с ним, превращении в него. Тогда покойный как будто «рулит» вашим телом, тело принимает привычную для него позу. И если мама и папа горбились или часто кланялись, наш позвоночник будет реагировать соответственно.
Есть еще один смысл в травматизации позвоночника. Ведь структура, основа, чувство опоры – это отцовская часть личности. И разрушение позвоночника может быть внутриличностным неосознаваемым нападением на отцовскую фигуру. Пребывание во всех этих состояниях может привести к хронической боли в спине. Если, конечно, вовремя не осознать, что с тобой на самом деле происходит. И в этом важна будет помощь психотерапевта, работа которого будет направлена прежде всего на восстановление связи между мышлением и телесностью.
Как анализировать психосоматику?
Этот вопрос задает себе любой психоаналитик, решивший «связаться» с этой нелегкой задачей. Как услышать и расшифровать то, что немо? Как понять то, что никогда не было осознано? Для меня решение психоаналитической задачи начинается с определения Хронотопа.
Хроното́п (от др.-греч. χρόνος «время» и τόπος «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат».
Где именно, в какой точке пространственно-временного континуума лежит «завязь» болезни, источник психосоматического процесса? Очевидно, это БСЗ – кипящий котел инстинктов и влечений, вместилище всех неосознаваемых решений и реализующих эти решения действий. Действие (симптом, диагноз) – мы еще можем осознать, заметить, а само решение остается глубоко в бессознательном.
Понимание того, что психосоматическое решение рождается в бессознательном дает ответ о временных рамках его рождения. Ибо в БСЗ есть только одна категория времени – ВСЕГДА. Потому что есть только СЕЙЧАС.
Как же, где, в какой момент психическое решение становится соматическим и наоборот? Этого момента и места не существует. Как и не существует отдельного пространства для существования психики. Есть сам человек, обладатель слитого воедино телесного и психического, и каждый квант человеческой жизни есть, по сути, психосоматическое решение.
Для того, чтобы понять суть этого процесса, нужно обратиться к идее энергии, общей для психического и соматического выражения. Эта идея принадлежит французской школе психосоматики и является ее гениальным открытием. Энергия эта общая и, безусловно, подчиняется закону сохранения энергии. Но далее, внутри системы, происходят качественные превращения этой энергии, трансформации ее из психического в соматическое и обратно.
Так можно проследить движения боли, перемещения ее между душой и телом, в зависимости от прочности психики обладателя этой боли. Система перемещает боль в ту область, где ее пребывание (боли) не угрожает системе (личности) немедленным разрушением. Еще Фрейд писал о своих наблюдениях того, как острейшие неврозы сходили на нет в момент серьезной физической травмы или тяжелого соматического заболевания. Таким образом, то, что отсутствует в психической переработке в форме репрезентантов (внутренних объектов), будет найдено в теле в виде функциональных нарушений.
Таким образом, существует энергетическая общность между отношениями с внешним объектом, отношениями с внутренней репрезентацией внешнего объекта (внутренним объектом), ментальной активностью, в том числе фантазматической, и соматическими дисфункциями. И одной из главных задач аналитика будет отследить пути трансформации психического в соматическое и способствовать «перезапуску» системы и трансформации энергии в обратном направлении.
Решение этой задачи потребует особого навыка психоаналитического слушания, ибо в отличие от типичной психоаналитической ситуации, где терапевт слушает и отслеживает содержимое психики пациента, чтобы проанализировать то, что там ЕСТЬ, при анализе психосоматической личности необходимо услышать то, чего в психике НЕТ. В то время, когда это содержимое ДОЛЖНО там БЫТЬ. И это несуществующее в психике содержимое и будет неосознаваемым соматическим решением.
Автор: Татьяна Гунар
Sorry, the comment form is closed at this time.
Sorry, the comment form is closed at this time.