Картография человеческого бессознательног
Любим Ваши ЛАЙКИ!
Картография человеческого бессознательног
Картография: В глубины человеческой психики люди пытались проникнуть с незапамятных времен, используя для этого трансовые техники и наркотические вещества. Измененные состояния сознания всегда считались запредельной областью субъект-объектной реальности, в которую мог вступить только посвященный. Приподнимая завесу ирреального, люди тщательно записывали происходящие там события, и на этом были построены религиозно-мифологические системы. Знания передавались из поколения в поколение и считались такими, которые описывают объективно существующий мир.
Все изменило новое мировоззрение, которое поставило под сомнение духовную составляющую природы человека и провозгласило грубую материю субстанцией. Научное осмысление мира завладело умами людей, а принцип анализа стал доминирующим в познании объективной реальности. Субъективное познание было отвергнуто – мир погрузился в эпоху материализма.
До недавнего времени академическая наука не допускала объективного содержания в субъективных переживаниях, пока не появилась трансперсональная психология, главную идею которой можно выразить таким тезисом: факторы и детерминанты поведения и психологических проблем человека не обязательно лежат в плоскости индивидуального опыта данной инкарнации. Это подтверждают не только мистические практики, но и многолетние исследования С.Грофа, доказывающие, что сфера нашего сознания не ограничена рамками телесной оболочки. При этом условно выделяются четыре психические области:
- Сенсорный барьер – некая граница, предшествующая началу продвижения в глубину психики, преддверие, выраженное в сенсорных переживаниях, но не имеющее глубокого символического значения для получения опыта.
- Уровень биографических воспоминаний (индивидуальное бессознательное) – это вновь пережитые значимые события жизни человека, лежащие в плоскости данного воплощения, – от рождения до настоящего момента.
- Уровень рождения и смерти (перинатальный уровень), который содержит как биографический опыт, так и опыт биологического рождения, воспоминания других воплощений, отождествление с животными и мифологическими персонажами. Переживания смерти и возрождения.
- Трансперсональная область, которая насыщена опыт, выходящего за пределы пространственно-временных границ.
И хотя сама психика не имеет четких границ перехода, анализ позволяет построить картографию ирреальной плоскости бытия, благодаря которой человек, вознамерившийся войти в эти сферы, сможет знать не только то, что для этого необходимо сделать, но и как себя там вести.
При активизации органов чувств, что отражается в виде различных физических ощущений, бесконтрольного потока эмоций, зрительных и слуховых образов, мы получим сенсорный барьер, а пройдя его, откроем дверь в бессознательную область психики и окажемся на биографическом уровне. В этой области переживается разнообразный вытесненный из сознания опыт, имеющий достаточно интенсивную эмоциональную окраску. Это не картинки и не воображение, это мало похоже на сон и воспоминание – это реально переживаемые ситуации, образующие комплексное динамическое сочетание – систему конденсированного опыта (СКО).
Переживания данного опыта могут варьироваться как по интенсивности, так и по содержанию, насыщенному позитивными или негативными тонами. На поверхности этой системы лежат воспоминания о поздних периодах жизни, а в более глубоких слоях расположены живые воспоминания из младенческого и детского возраста. Суть переживаний СКО заключается не в восприятии сценарных элементов разворачивающихся событий, а в психологических состояниях, которые они продуцируют. «Различные слои одной системы могут содержать все воспоминания о столкновениях индивида с унизительными ситуациями, разрушившими его уважение к себе. В других случаях общим элементом может оказаться тревога, переживаемая в отношении шокирующих и пугающих событий…» (С.Гроф). Акцент делается именно на конденсации определенного опыта, где ситуации накладываются одна на другую и усиливают впечатление до колоссальных размеров. Это сравнимо с переживанием всех унижений в один момент времени, всего опыта угрозы жизни или негативного сексуального опыта. И если на биографическом уроне угрожающие жизни ситуации и столкновение со смертью – это переживания частного характера, то для перинатального уровня психики данное явление универсально.
Добравшись до этой психической глубины, познающий обнаруживает опыт «базовых перинатальных матриц» (БМП), сформировавшихся в течение четырех клинических стадий биологического рождения. Это структуры бессознательной психики определенной глубины, хранящие информацию об опыте организма от момента зачатия до рождения. Схематично БМП представлены в таблице 1, и в них отражено следующее:
- БПМ-I (матрица наивности) – период от зачатия до родов, где условия пребывания существа в организме женщины практически идеальны. Плод получает питание еще до того, как ощутил в этом нужду, находится в среде с постоянной температурой, равной температуре его тела, и пребывает, по сути, в раю, где даже не надо дышать. Исходя из того, что ребенок имеет единый с матерью психоэмоциональный фон, говорят, что на данной стадии формируются способности к адаптации и уверенность в себе.
- БМП-II (матрица жертвы) – период от начала родов до полного открытия шейки матки. Это опыт смерти, проходящий на фоне отторжения от уютного и привычного мира – изгнания из рая. Продвижение по родовым каналам сопровождается мощными нагрузками на тело ребенка – пространство сжимается, но выход закрыт, а обратной дороги уже нет. Железы интенсивно продуцируют гормоны стресса, происходит активная борьба за выживание. Эта матрица формирует такие качества, как терпение, выдержка, преодоление страха и безысходности.
- БМП-III (матрица борьбы) – период от этапа потуг до рождения. Открывается шейка матки и виден «свет в конце тоннеля». Упорство и настойчивость – это главные из формирующихся качеств этой матрицы, они достигаются путем мобилизации всех имеющихся ресурсов индивида.
- БПМ-IV (матрица свободы) – период от рождения до первой недели послеутробной жизни. Ощущение покоя и отдыха на фоне большого количества раздражителей. В зависимости от обстоятельств на этой стадии формируется либо ощущение нужности и защищенности, либо одиночества и бесполезности.
Таблица 1.
БПМ-I
|
||||||||||||||
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ НА СЕАНСАХ С ЛСД
|
Безмятежная внутриутробная жизнь.
|
АССОЦИАТИВНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ ИЗ ПОСТНАТАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
|
Ситуации, в которых удовлетворяются насущные потребности: например, счастливые дни младенчества и детства (заботливый материнский уход, игра со сверстниками, семейное согласие и т.д.), взаимная любовь и влюбленность; путешествия и отдых в красивой местности; приобщение к предметам искусства высокой эстетической ценности, купание в океане, чистых озерах и т.п.
|
СТАДИИ РОДОВ
|
|
Следующим уровнем психики считается уровень трансперсональный, или трансбиографическая область. В этой плоскости содержатся явления коллективного бессознательного, встреча с которым предваряется ощущением выхода за пределы пространственно-временных границ и собственного «я». Переживания в этих сферах условно разделяют на три категории:
- Историческая регрессия и историческая прогрессия – переживания культурно-исторического «прошлого» и «будущего»;
- Выход за пределы пространственно-временного континуума;
- Выход за пределы «объективной» реальности – мир архетипов.
К исторической регрессии можно отнести переживания, подобные отождествлениям себя со сперматозоидом и яйцеклеткой в момент зачатия, или воспоминания событий из жизни предков. На этом уровне происходит идентификация с животными, растениями, явлениями «неживой» природы, со всей Вселенной, с отдельной личностью или всем человечеством. Проигрываются мифологические сценарии и понимаются универсальные символы.
Такова в общих чертах структура психики с точки зрения трансперсонального подхода, или, как ее еще называют, картография сознания, наряду с которой существуют и другие, не менее интересные модели:
- Буддийская модель личности;
- Модель целостности мира как движения (Д.Бом);
- Модель эмерджентного взаимодействия и дискретных состояний сознания (Ч.Чарт);
- Интегративное описание реальности К.Уилбера и др.;
Однако концепция С.Грофа в этом направлении употребляется наиболее часто, поскольку она по-другому подходит к сути психопатологических расстройств и подчеркивает, что только некоторые из них можно объяснить с позиции индивидуального динамического бессознательного. Основное понимание эмоциональных и психосоматических синдромов лежит в перинатальной области психики и содержательно связано с травмой рождения и страхом смерти, а разрешение конфликтов происходит через осознание противоречия смерти и возрождения.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что наука переступила тот рубеж, который когда-то с большим трудом пришлось переступать религии – рубеж консервативных воззрений. Мир стоит на пороге новых, ошеломляющих открытий, который прольют свет на многие, доселе не ведомые вещи. Только синтез объективного и субъективного познания может дать целостное представление о мире, в котором мы живем и роли, которую мы в нем играем.
Больше о жизни после смерти на сайте Танатогнозия
13.06.2012, 18:43 Танатогнозия
Sorry, the comment form is closed at this time.
Sorry, the comment form is closed at this time.